Содержание → Боги Древнего Египта → Часть 5
Любой человек, который бывал в Египте, знает, что египтяне очень любят изображение глаза. Глаза с крыльями. Глаз так, глаз сяк. А на самом деле, в конечном счёте, это всегда глаз, который творит мир и спасает умершего Осириса. А творение по-египетски это «ири», то есть от глагола «видеть». Создавать – это видеть. Опять же, это образ древнего, ещё живописного, а не рукописного бытия человечества. А потому различные богословские формы воплощались в художественных образах, а не в словесных формах. Когда мы читаем, скажем, какой-нибудь акафист Богородицы, если продолжать ваш образ посещения храма, то мы там встречаем образы: Гора сырная, или Высота неусеченная. Представьте себе, что все это нарисуют. Скажут, да помилуйте, сколько было каких-то разных странных божеств. А на самом деле это всё лишь эпитеты Божией Матери. Вот то же самое и в Египте.
Э. К. Хотелось бы тоже продолжить тему Хэпри, которую Андрей очень хорошо сейчас начал. Есть замечательный текст: «Я – Хэпри утром, Ра днём и Атум вечером», который блестяще иллюстрирует идею того, что одно и то же явление может иметь очень много имён. Кстати, уже в греческих текстах Исида многократно названа имеющей множество имён. Идея восходит своими корнями к Египту. И становится совершенно ясно, что это некое единое начало, которое создаёт самые разные образы, которые могут по-разному называться: Восходящее Солнце, Солнце среди дня, Заходящее Солнце. Это всё имена богов, которые просто воплощают это явление или идею.
А. З. Разные имена одного Бога – даже можно сказать.
Э. К. Одного, собственно говоря. Правильно Андрей сказал про Солнце, что нельзя говорить, что Солнца – это Бог, такое понимание, действительно, совершенно неправильно, его надо исключить.
А. Г. Как в иудейском монотеизме имена Яхве, или имена Пророка в исламе.
А. З. «99 прекрасных имён Аллаха» в исламе. Это же не 99 богов, не дай Бог.
Э. К. Всё то же самое мы имеем в Египте, но, возможно, нужно вчитаться в достаточно трудные для понимания египетские тексты. И ещё одна тема, которая мне очень близка и очень меня волнует, это тема городского бога, если говорить о Египте. И это та тема, которая сейчас вами была затронута, тема Богоматери, локальной Богоматери, которая существует, конечно, и в православии, и в католицизме, и все мы это знаем, это не требует доказательств.
Так вот в Египте есть тексты, где написано, что городской Бог – властелин судеб людей. От городского Бога зависит жизнь и смерть человека в городе. Совершенно понятно – это порой преувеличивают и считают показателем политеизма. Но, Боже мой, это так ясно и так по-человечески звучит. Ведь совершенно понятно, что ближе всего ему тот Бог, который является покровителем той местности, в которой он живёт. А тем более для египтян, у которых не существовало ни средств транспорта, ничего. Ясно, что он будет поклоняться своему Богу.
Так же и сегодня, скажем, казанцам ближе будет образ их Богоматери, владимирцам – их. Хотя, скажем, мы в столице с равным пиететом относимся и к той, и к другой.
А. Г. Есть интересная статистика, что обычно, приходя в церковь, православные, не в Москве, не в центре, больше всего молитв обращают к Николаю Угоднику, как они его называют, то есть, возводя его тоже в ранг Божества, а не святого.
Э. К. Да, безусловно. И это всё присутствует в Египте, присутствует в египетских текстах. И если в этом разобраться, совершенно понятно, что один и тот же Бог, одно и то же имя – и масса эпитетов. И где-то половина из них будет связана с местностью, потому что страна растянута вдоль Нила. Они не общаются друг с другом. Они ходят в свой храм, в храм своего города. Проходят, конечно, тысячелетия, прежде чем у них вообще возникает понятие «государственный Бог». Его на каком-то этапе вообще не существовало, несколько тысячелетий они жили без этого понятия.
А. З. И без государства заодно.
Закладки
- Д. С. Да, они там, образовавшись, остаются отчасти как бы…
- Л. Г. Да, конечно. И не один путь, а множество разнообразных…
- Вот распределение флуктуаций температуры для этих четырех полос,…
- Предлагаются другие интерпретации. Скажем, в этой передаче…
- Итак, образно говоря, физика представляет собой пирамиду, состоящую…
- А. Г. Но один критерий здесь есть. Если паразит приносит…
- Д. С. Ну, это может потом, а сейчас…. Здесь нарисована,…
- Но возникает сразу мысль: хорошо, если там накапливается, а здесь…
- А. П. Наверное. Б. Ш. Виден был дрейф общественного…
- И вот любопытно, существует два способа использования энергии…
- Но оказывается, что современная наука не может ответить на…
- А. Г. Так они размножаются в печени потом или нет? Или…
- Для того чтобы понять историю океана, нужно изучить донные…
- Это уже будет 30 промилле, когда можно уже продуцировать…
- В этом понятии сконцентрированы все модусы отношений между организмами.…
- Если рассмотреть так называемый фотосинтетический центр, то…
- И в результате вначале происходит осаждение крупных…
- Участники: Владимир Леонидович Воейков – кандидат биологических…
Контактная форма
Для связи заполните все обязательные поля.
Обратная связь © 2010 — www.margarita-gluzman.narod.ru