Содержание → Боги Древнего Египта → Часть 7
А. Г. Это ближе всего на русский язык, наверное, можно перевести как «святость».
А. З. Безусловно. Безусловно. Но обратите внимание. Опять же, поскольку у нас постоянные переклички идут с Писанием и с христианской традицией, вспомните знаменитые слова псалма: «Я сказал: вы боги и сыны вышнего вси». И сам Христос в Евангелии объясняет, что это такое. Если те, к кому обращено слово Божье, именуются богами и не может нарушиться Писание, и т. д. То есть даже те, к кому говорит Бог, они божественны в силу того, что к ним обращено Его слово. Или, например, апостол Павел говорит: «Один есть Бог, хотя много так называемых богов и на небе, и на земле. Но мы почитаем одного Бога, сотворившего небо и землю». То есть, вот разница – есть много так называемых богов, духов, но мы почитаем Бога-Творца.
А. Г. Но в Книге Бытия и сам Господь говорит, что нельзя давать вкушать от древа, иначе будут как мы, говорит он, обращаясь к неким сущностям.
А. З. Да, «будет Адам как один из нас, знающих добро и зло». То есть один из нас, из мира Божьего, познал добро и зло. Это очень глубокое место, но если мы станем его разбирать, то уйдём в такие гностические вещи, что лучше оставим до следующего раза.
Э. К. У нас, к сожалению, время идёт быстро, а тема чрезвычайно интересная. Хотелось бы сейчас в рамках нашего разговора немного остановиться и на представлении египтян о загробной жизни. Поскольку мы немножко поговорили о том, как они жили на земле, как они представляли себе всё это – вот именно «представляли», Андрей очень правильно употребил это слово, они это не видели, но воображали, это было именно так. Но ведь главное для египтянина – это не жизнь на земле, а жизнь вечная. И вот как они мыслили себе эту вечную жизнь?
Наверное, все мы знаем и много читали о том, как они долго к ней готовились, как они изготавливали мумии. Но поразительно в египетской религии то, что они сумели записать, как они себе представляют, что должно происходить в потустороннем мире. И они дали миру первый изобразительный ряд загробного суда. И он чрезвычайно интересен. Если можно сейчас 14-е изображение нам дайте. Посмотрим, пожалуй, самое интересное, что даёт нам египетская религия в плане описания заупокойного мира и состояния человека и его души.
В данном случае, это заключительный почти уже акт происходящего – это бог Анубис, шакалоголовый, таким он останется практически до наших дней в образе Святого Варфоломея. Он вводит умершего в зал правосудия, здесь определяется его судьба. Видите на экране весы и Бога Тота с головой ибиса, который всё аккуратно и точно подсчитывает. Пожалуй, лучше эту сцену объяснить на изображении 15-м, очень похожем на предыдущее, это просто разные папирусы и поэтому разные расположения фигур. Интересно то, что взвешивается человеческое сердце – оно является вместилищем добрых и злых дел. Кстати, очень интересен текст, небольшая фраза, которая сохранилась в Священном писании: «Господь взвешивает души, Господь взвешивает сердца». Представляется, что это и есть наследие Египта. Взвешивается действительно человеческое сердце, и на другой стороне весов лежит гиря, эта гиря представляет собой перо. Это перо маат. Маат – краеугольный камень вообще всего египетского мировоззрения, представлений о том, что хорошо и что плохо. Они абсолютно неадекватны, возможно, нашим представлениям, потому что убить врага считается делом, например, благим. Почему? Потому что враг – это воплощение хаоса. А в мире должен быть порядок.
Так вот этот символ богини Маат является высшим судьёй. И по тому, какая чаша весов перевесит, будет определена судьба. Это чрезвычайно интересно. Если сердце полно злых дел, и это определяется на страшном суде, в одну секунду – вы видите, с правой стороны сидит жуткое чудовище – ему будет брошена душа на съедение, и это означает полное уничтожение. То есть никакой надежды на…
А. Г. Абсолютная элиминация…
Закладки
- В этом понятии сконцентрированы все модусы отношений между…
- А. П. Да, да, и сейчас исследования продолжаются. И мы, наверное,…
- А. П. Совершенно точно, нашли красное смещение – прямое…
- А. Г. Но один критерий здесь есть. Если паразит приносит…
- Э. К. Мы сейчас уйдём от темы государства, но понятие «государственное…
- Но для того чтобы ответить на вопрос, что же лежит в…
- А. П. Наверное. Б. Ш. Виден был дрейф общественного мнения.…
- И в результате вначале происходит осаждение крупных частиц,…
- Микроскопический же подход исходит уже из некоторой модели…
- А. Г. Так они размножаются в печени потом или нет? Или весь…
- Это уже будет 30 промилле, когда можно уже продуцировать виды,…
- Для того чтобы понять историю океана, нужно изучить…
- Д. С. Да, они там, образовавшись, остаются отчасти как…
- Если рассмотреть так называемый фотосинтетический центр, то он…
- Д. С. Ну, это может потом, а сейчас…. Здесь нарисована, конечно…
- Л. Г. Да, конечно. И не один путь, а множество разнообразных…
- Предлагаются другие интерпретации. Скажем, в этой передаче…
- И вот любопытно, существует два способа использования…
- Вот распределение флуктуаций температуры для этих четырех…
Контактная форма
Для связи заполните все обязательные поля.
Обратная связь © 2010 — www.margarita-gluzman.narod.ru